Дмитрий Казачков: Качество проекта автоматизации напрямую связывают со скоростью реакции

Дмитрий Казачков

Интервью CNews дал Дмитрий Казачков, управляющий компании «1С-Рарус».

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют сегодня на рынке информатизации торговых предприятий в России?

Дмитрий Казачков: Я могу прокомментировать направления развития информационных технологий в тех сегментах розничной торговли, где мы активно работаем уже много лет и имеем хороший опыт. Это два сегмента: Food Retail и Non-food Retail.

Для непродовольственной розницы характерна специализация торговли: одежда и обувь, книги и спорттовары, парфюмерия и бытовая химия, сотовые телефоны и техника для дома и т.д. Для таких заказчиков компания «1С-Рарус» разрабатывает специализированные решения, которые соответствуют бизнес-процессам этих предприятий. Например, салоны сотовой связи имеют схожие бизнес-функции, значительно отличающиеся от схемы работы аптеки или обувного магазина. Для салонов связи характерно ведение серийного учета товаров, продажа и активация контрактов, прием платежей в пользу операторов сотовой и стационарной связи, прием в гарантийный ремонт неисправного оборудования. Под потребности именно этих заказчиков компания «1С-Рарус» выпустила тиражный специализированный программный продукт «1С-Рарус:Магазин бытовой техники и средств связи».

Что касается тенденций информатизации предприятий «большой продуктовой розницы», то я обратил бы внимание на повышение интереса заказчиков к созданию комплексных систем управления собственным бизнесом. В предшествующие годы основные задачи заказчик видел в автоматизации операционной деятельности — в настоящее время эти функции уже реализованы во многих программах. Сейчас заказчики ожидают получить от информационной системы возможность управлять своим предприятием, в частности, поддерживать организацию процесса бюджетирования: планирование результатов, регистрация фактически произведенных операций и аналитическая отчетность, позволяющая сделать выводы на основе сравнения плана с фактом. Так, например, указанные функции реализованы в предлагаемом нами программном продукте класса «back-office» — «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары. ред.8» для платформы «1С:Предприятие 8.0».

Отмечу еще одно интересное явление в сфере ИT. Как правило, первыми новое программное обеспечение внедряют лидеры отрасли, и разработчики в ходе внедрения адаптируют программу под специфику деятельности предприятия. Впоследствии, когда другие участники рынка приобретают этот программный продукт, он уже содержит набор знаний о новых способах ведения бизнеса и инструменты для поддержки этих технологических процессов. Таким образом с помощью ИT происходит распространение передовых технологий управления.

Остановлюсь на еще одной особенности современных систем автоматизации — так называемом «избытке функционала», т.е. когда программный продукт способен поддерживать большее количество бизнес-процессов, чем существует в организации на момент приобретения программы. В таком случае предприятие берется за изменения в своей деятельности, имея на руках инструмент учета новых операций. В качестве примера можно привести внедрение процедуры категорийного менеджмента в уже работающей торговой сети. Для этого использовались функциональные возможности, которые изначально содержались в установленной на предприятии системе «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары».

Некоторые заказчики предъявляют к системе автоматизации свои требования — им необходима точная «привязка» программы к существующим бизнес-процессам. Мы предлагаем услуги наших специалистов, имеющих большой опыт и квалификацию в описании бизнес-процессов заказчика, сопоставлении этих процессов с возможностями системы автоматизации и внедрение их в рабочий процесс организации.

CNews: Как изменились за год подходы российской торговли к построению ИТ-стратегий?

Дмитрий Казачков: В различных сферах бизнеса, в том числе и в торговле, ИТ-стратегиям придается большое значение. Владельцы предприятий стали уделять больше внимания эффективности использования компьютерных технологий и, соответственно, сейчас мы все чаще встречаемся с тем, что многие розничные компании планируют значительный бюджет для автоматизации. Торговые предприятия не экономят на информационных технологиях, и, прежде всего, ищут поставщика программного обеспечения исходя не из минимизации расходов, а из перспективы получения наиболее качественного результата от использования современных средств автоматизации.

Сейчас к нам обращаются заказчики, которые, к сожалению, получили опыт неудачной автоматизации, и теперь ищут замену информационной системы. Такие клиенты более требовательно подходят к выбору программы и партнера по автоматизации. Мнение, что заказчики «покупаются» на рекламные материалы и громкие слова — ошибочно. Перед выбором программного обеспечения и системного интегратора они сравнивают конкурентные преимущества того или иного продукта, той или иной фирмы и принимают взвешенные решения. Наверное, поэтому, выбирая программу и фирму-подрядчика, торговые предприятия все чаще проводят открытые тендеры. На мой взгляд, это правильный подход, так как в результате заказчик получает значительно больше информации и оснований для объективного выбора.

CNews: Какие ИТ-продукты и услуги сегодня наиболее востребованы в этом секторе?

Дмитрий Казачков: На мой взгляд, сейчас очень востребованы программы для управления предприятием, которые решают не только учетные, но и управленческие задачи: управление закупками, поставками, запасами, торговым процессом. Многим клиентам необходимы программные решения, которые обеспечивают управление лояльностью розничных клиентов, реализуют системы дисконтирования.

Говоря об услугах, можно отметить высокий спрос на весь спектр услуг ИT-компаний: внедрение программного обеспечения под требования клиентов, обучение специалистов заказчика по работе с информационной системой, ввод системы в эксплуатацию, сопровождение. Спрос на ИT-услуги растет с каждым годом, этому способствует множество факторов: общий подъем рынка розничной торговли, тенденции к укрупнению розничных предприятий, обострение конкуренции, усложнение управленческих задач.

Вместе с оказанием традиционных услуг по внедрению программных продуктов и поставке электронного торгового оборудования, наша компания предлагает услуги по установке противокражных систем, комплексов видеонаблюдения, систем контроля доступа, т.е. у заказчика есть возможность получить наиболее полный комплекс услуг от одного поставщика. Именно такой подход к автоматизации учета и техническому оснащению выбирают многие розничные предприятия.

CNews: Насколько различаются, из вашей практики, проекты по автоматизации бизнес-процессов в зависимости от масштабов, специализации и организационной формы торгового предприятия?

Дмитрий Казачков: Чем уже специализация и специфичнее бизнес-процессы, тем сложнее работать с клиентом: наши специалисты должны обладать большим опытом работы с клиентами именно такой специализации, а также навыками быстрого освоения особенностей работы заказчика. Выполнение узкоспециализированного проекта — очень трудоемкая работа.

У крупных предприятий, которым нужны масштабные проекты по автоматизации, как правило, высокие требования к производительности программного обеспечения, к его соответствию бизнес-процессам, к квалификации специалистов системного интегратора. Чем крупнее торговое предприятие — тем больше потребностей в централизации управленческих функций. Эта тенденция явно видна на примере наших заказчиков. Например, на момент функционирования 5 супермаркетов торговой сети «НТН» централизованно в информационную систему вводился только реестр номенклатуры. Остальные операции проводились непосредственно в магазинах. К открытию 15-го магазина этой сети в центральный офис компании были переданы практически все функции: ценообразование, заказ товара, планирование маркетинговых акций и т.д. Появился выделенный распределительный центр и три склада.

Мы работаем с торговыми компаниями различной организационной структуры. В частности, у нас есть интересный опыт автоматизации франчайзинговых сетей. Сеть франчайзи, т.е. фирм, работающих по франшизе, — это совершенно отдельная организационная структура. Сеть собственных магазинов работает по одним правилам, франчайзинговые — по другим. Например, в обычной торговой сети собственные магазины сдают отчетность в центральный офис, который затем уже сдает консолидированную бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. В случае если деятельность предприятия распределена по нескольким юридическим лицам, то составляются раздельные балансы, но все данные собираются в программе центрального офиса. Во франчайзинговом бизнесе другие технологии: в информационную базу центрального офиса из магазинов поступают не все данные, а только общая консолидированная информация, используемая, как правило, для маркетинговых анализов, а не для фискальной отчетности. Например, для того чтобы головная организация могла понять, какой бренд лучше продается в конкретном регионе, или эффективно планировать поставки и производство. Франчайзинговый магазин обычно сдает налоговую отчетность самостоятельно, «на местах». Как правило, в центр франчайзинговой сети не попадают данные о состоянии запасов на складе, наличии товара в магазине, объеме реализации и пр. У такой сети в целом достаточно сложная организационная структура и, соответственно, такая же сложная информационная система. Выбранный головным предприятием программный продукт устанавливается в каждый магазин, затем из магазинов информация консолидируется по юридическим лицам (у одного юрлица может быть несколько магазинов), и только после этого формируется бухгалтерская отчетность по собственникам торговых точек.

Мы имеем определенные достижения в области автоматизации франчайзинговых сетей — среди наших клиентов такие известные франчайзинговые структуры — Adidas, Michelin (TYRE PLUS), NIKE Россия. У каждой структуры свои особенности. Например, у одной франчайзинговой сети особенность связана с тем, что в единой информационной системе одновременно работают и с собственными магазинами, и с франчайзинговыми. Особенность другой сети заключается в том, что головное предприятие практически не ведет финансовой деятельности в России: это торговое представительство, осуществляющее только маркетинговую деятельность. И, как следствие — отсутствие полноценного товарного учета в центральном офисе. У третьей сети — франчайзинговые магазины имеют право самостоятельного расширения товарного ассортимента путем закупок товаров у региональных поставщиков. Все эти особенности находят свое отражение в структуре информационной системы клиентов. Автоматизация франчайзинговых сетей — очень перспективный, на наш взгляд, рынок, но работа на нем требует специальных навыков и опыта работы.

Добавлю, что определенные особенности имеют и крупные холдинговые структуры, которые ориентированы на капитализацию в будущем. Такие предприятия предъявляют очень высокие требования к системе автоматизации: по управленческой финансовой и бухгалтерской подсистемам, по техническим особенностям и т.д.

CNews.: На какие преимущества отечественным ИТ-компаниям имеет смысл делать ставку в контексте ужесточающейся конкуренции с поставщиками западных систем?

Дмитрий Казачков: Мы с уважением относимся ко всем системам, у которых много реальных проектов и удовлетворенных пользователей. И не стоит «сталкивать лбами» российские и западные системы. Сейчас многие заказчики смотрят не на то, где сделана система — в Дании, Германии или России, а на то, насколько она подходит предприятию, насколько быстро и эффективно может решить его задачи. У ВЦ «1С-Рарус» серьезный опыт многочисленных внедрений на базе «1С:Предприятие» — это часто «перевешивает» чисто маркетинговые ходы, применяемые среди различных ИТ-компаний. Для заказчика крайне важна скорость развития функциональных возможностей программного обеспечения — а это существенное преимущество систем на платформе «1С:Предприятие».

Что касается предоставления услуг — надо сказать, что на сегодняшний день уходит на второй план ценовая конкуренция, а более приоритетной становится гарантия быстрого и качественного результата. Современному заказчику необходимо, чтобы первый эффект от работы системы автоматизации он мог бы получить в оптимальные сроки, не ожидая годами, пока это произойдет. Поэтому теперь надо конкурировать качеством и скоростью предоставляемых услуг, например, качеством сопровождения. Широкая сеть фирм-франчайзи «1С» позволяет партнерам предоставить услуги по сопровождению системы, ее обновлению и актуализации гораздо более качественно и быстро. Клиенты, у которых есть бизнес в регионах, качество проекта автоматизации напрямую связывают со скоростью реакции — и тогда представительства российских фирм оказываются ближе и раньше. А это очень важно: потому что во всех проектах требуется обучение пользователей, внедрение системы — для этого фирме-подрядчику необходимы знания российской специфики и объективных различий в организации бизнеса в России и за рубежом. Очевидно, российскую специфику автоматизации бизнеса знают лучше в отечественных фирмах, чем в представительствах западных компаний.

CNews: Какие из своих проектов в торговле вы могли бы выделить в качестве наиболее интересных или масштабных за последний год?

Дмитрий Казачков: В этом году мы подписали крупный контракт в области автоматизации розничной торговли с фирмой «Евросеть». Согласно договору, на 1-м этапе мы автоматизируем 1200 магазинов, на 2-м этапе — все оставшиеся и вновь открывающиеся салоны «Евросеть» (на момент публикации материала у «Евросети» уже 1700 салонов). Для нас этот проект стал знаковым — мы автоматизировали лидера в области торговли средствами мобильной связи. Из проектов по автоматизации продовольственной розницы хотелось бы отметить 2 крупных: «НТН» (г. Ноябрьск) — торговую сеть, включающую в себя 22 супермаркета, центральный офис и 3 распределительных склада, а также гипермаркет «Сигма» (г. Петрозаводск) — 21 кассовый узел, 10 рабочих мест в бэк-офисе, 15 электронных весов.

Из интересных внедрений стоит сказать об автоматизации сети шинных центров «TYRE PLUS» (100 магазинов), принадлежащей «МИШЛЕН Русская компания по производству шин». Это ведущая мировая фирма, франчайзинговая структура, высокие стандарты и требования к качеству внедрения, сопровождения, а также к возможностям разработанной информационной системы. В ходе проекта реализованы задачи по консолидации информации, по управлению такого рода розничной сетью. Еще один интересный проект — автоматизация гастронома сети «Глобус Гурмэ». Это сеть гастрономов премиум-класса — нового для России формата торговли. В магазине по схеме самообслуживания продаются элитные продовольственные товары, деликатесы, блюда класса «ресторан на вынос». От лица всей компании хочу выразить признательность нашим клиентам, которые выбрали компанию «1С-Рарус» в качестве системного интегратора среди большого числа достойных предложений на рынке.

CNews: В каком направлении вы планируете развивать технологические разработки в 2005 году?

Дмитрий Казачков: Мы считаем, что на сегодняшний день один из самых перспективных рынков для нашей организации — это розничные торговые сети. Для нас большой интерес представляют сети непродуктовых и продуктовых магазинов, как московские, так и региональные. На сегодняшний день спрос на информатизацию с их стороны достаточно велик, и наша организация сконцентрирует внимание именно на потребностях этого сегмента рынка торговли. Особый интерес для нас будут представлять специализированные решения класса «front-end», которые позволят совместно с программой класса «back-office» на платформе «1С:Предприятие 8.0» обеспечить потребности сетевых структур.

CNews: Какие ИТ-решения, на ваш взгляд, будут в ближайшее время наиболее востребованы российским торговым сектором?

Дмитрий Казачков: Рынок ждет качественных решений для различных направлений торговли. Каждое направление розничной торговли имеет свои особенности, которые не укладываются в функциональные возможности универсальных программ. Сейчас вопрос автоматизации таких предприятий решается путем доработки программных продуктов непосредственно для каждого клиента. Однако объем работ в каждом случае существенен. Оплатить подобный объем услуг способны только крупные магазины или сетевые структуры. Для небольших одиночных магазинов такой вариант неприемлем, поэтому недорогой готовый программный продукт, отвечающий их товарной специфике — единственный способ решения задачи автоматизации.

Например, наш опыт автоматизации нескольких сетей салонов сотовой связи позволил создать типовое специализированное решение класса «front-end» для перспективного рынка торговли бытовой техникой и средствами связи. В настоящий момент программа поступила в продажу, ведутся проекты внедрения. Мы видим большой спрос на данный продукт, что укрепляет нас в уверенности — специализированные решения для других сегментов розницы, построенные на единой технологической платформе, будут также востребованы.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS