Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Plus Communications

Николай Щелкунов: Определяющим направлением станет создание интегрированной инфокоммуникационной среды

Николай ЩелкуновНа вопросы CNews.ru ответил Николай Щелкунов, заместитель генерального директора компании Plus Communications. По мнению эксперта, преодолеть ведомственный феодализм в автоматизации удастся благодаря развитию ЕГСУПД.

CNews.ru: Если рассматривать телекоммуникационную инфраструктуру органов государственного управления в России как единое целое, то насколько оптимально, на ваш взгляд, решены вопросы архитектуры, интеграции и единых стандартов в этой системе?

Николай Щелкунов: Картина инфокоммуникационной инфраструктуры органов государственного управления нашей страны полна противоречий. К сожалению, в ходе масштабных трансформаций 90-х годов практически все имевшиеся наработки были утеряны и автоматизация госорганов «капиталистического» периода началась, по сути, с нуля.

В настоящий момент инфокоммуникационная инфраструктура развита неоднородно и, в целом, достаточно слабо. В частности, оснащенность даже центральных ведомств аппаратными и программно-техническими средствами оставляет желать лучшего. Существуют проблемы даже с использованием электронной почты и доступом в интернет. Государственные информационные ресурсы фрагментарны, нет единой стандартизации учетного и бэк-офисного ПО. Квалификация государственных служащих не обеспечивает возможности эффективного использования имеющего программного обеспечения.

Ведомственные информационно-коммуникационные системы (ИКС) изолированы от публичных сетей связи и не предусматривают прямого информационного взаимодействия с предприятиями реального бизнеса, общественными организациями и населением. Ни одно из ведомств не имеет ресурсов, достаточных для завершения строительства и технического сопровождения своих ИКС.

Что касается регионов, то в целом ситуация там носит еще более драматический характер.

CNews.ru: Как интегратор вы заинтересованы в том, чтобы каждое ведомство построило собственную сеть. Между тем, если подходить к вопросу объективно, то насколько эффективно ведомствам (например, МВД или другим) инвестировать в создание собственных сетей, в то время как операторы связи не могут найти применения своим избыточным мощностям?

Николай Щелкунов: Проблема действительно существует. Ведомства строят свои ИКС независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды (вертикальная интеграция). Такой подход обеспечивает защищенность этих систем, однако, делает проблематичным организацию межведомственного (горизонтального) взаимодействия на любом уровне административно-территориального устройства государства (федерация, округ, регион, район). При этом происходит распыление значительных финансовых и материальных средств, осуществляется многократный ввод и обработка повторяющейся информации, отсутствует полная картина социально-экономического и финансового положения страны и отдельных ее территорий в приемлемые для принятия эффективных управленческих решений интервалы времени.

Что же касается использования ведомствами мощностей операторов связи, то это достаточно активно происходит. При организации географически распределенных многоофисных структур на магистральных каналах используются мощности таких операторов, как Ростелеком, ТрансТелеКом, внутри субъектов федерации — каналы местных операторов или ТрансТелеКома, и только на уровне муниципалитетов более предпочтительным является строительство собственных ВОЛС ведомств.

CNews.ru: И все же, с какой загрузкой используются возможности телекоммуникационных сетей государственных организаций в России? Существует ли проблема избыточных мощностей?

Николай Щелкунов: Если говорить о ведомственных (технологических) сетях связи органов государственной власти, то их ресурсы, как правило, не ориентированы на оказание услуг сторонним организациям и населению. Законодательство в сфере связи не предусматривает использования ведомственных сетей связи для оказания возмездных услуг.

На практике единичные случаи присоединения технологических сетей к сети связи общего пользования и предоставления услуг населению допускаются. Но происходит это чаще всего с целью сбора информации в интересах самого ведомства. Примером может служить онлайновая система сбора налоговых деклараций Министерства по налогам и сборам.

В перспективе ведомственные сети связи могут быть переданы в коммерческую эксплуатацию, поскольку в служебных целях занята небольшая часть их пропускной способности. Однако, говоря о коммерческом использовании ведомственных сетей, особенно актуальным становится вопрос защиты внутриведомственных информационных ресурсов.

CNews.ru: Верите ли вы в то, что государству в ближайшие годы удастся преодолеть ведомственный феодализм в развитии ИТ-инфраструктуры, и доступ к открытой информации смогут свободно получать все заинтересованные лица и организации?

Николай Щелкунов: Да, именно на решение этой задачи и направлена разработанная при нашем участии, и уже начавшая реализовываться программа ЕГСУПД. Одной из основных задач ЕГСУПД является стимуляция органов государственной власти и местного самоуправления к информационному обмену между собой. Стимуляция и поощрение должны выполняться различными путями, в том числе и предоставлением единой и стандартной информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей простоту и эффективность внутри- и межведомственного взаимодействия.

Что же касается интересов народного хозяйства и развития страны в целом, представляется важным, чтобы в стране был обеспечен открытый доступ граждан к информации о работе органов власти, принимаемых и готовящихся решениях и т.п. Но в настоящий момент этому зачастую мешает разобщенность ведомственных сетей и их информационных ресурсов.

А для того чтобы ведомства могли предоставлять электронные сервисы гражданам и организациям, должна быть разработана концепция электронных регламентов межведомственного взаимодействия.

CNews.ru: Каков потенциал использования мультисервисных сетей в органах государственной власти и управления? В каких сферах эти технологические решения используются в других странах?

Николай Щелкунов: Единая транспортная среда позволяет организовать для внутриведомственных нужд каналы с высокой пропускной способностью, и, как следствие, использовать ряд стандартных сетевых услуг и сервисов, например таких, как виртуальные частные сети для безопасного обмена данными, услуга электронной почты, внутри- и межведомственная телефонная связь, факсимильная связь, потоковое видео- и аудиовещание (прямая видеотрансляция открытых заседаний законодательных органов власти всех уровней), видео- и аудиоконференции и другие мультимедийные службы, обеспечивающие работу современных приложений: дистанционного обучения и телемедицины.

CNews.ru: Говоря о системах видеоконференцсвязи, в каких государственных ведомствах такие проекты уже реализованы? Насколько широко, по вашим оценкам, данная технология будет использоваться в госсекторе в ближайшие годы?

Николай Щелкунов: В рамках создания городских сетей передачи данных (по программе ЕГСУПД) были проведены презентации систем видеоконференцсвязи для региональной администрации Костромской области и администрации города Глазова. В Оренбургской области наши партнеры осуществили запуск подобной системы для высших чиновников власти региона.

Кроме того, PLUS Communications имеет опыт создания подсистем по передаче разнородного трафика (голос, видеоизображение) поверх IP. В 1999 году при активном участии нашей компании было произведено строительство подсистемы, обеспечивающей телевизионную трансляцию пленарных заседаний Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ГД ФС РФ) в ЛВС ЦА Минфина России (реализация этой задачи была основана на технологии IP Multicast с применением решений Cisco IP/TV).

CNews.ru: Известно, что большая часть оборудования иностранного производства имеет т.н. «не декларированные возможности». Насколько опасны подобные закладки и как традиционно решается эта проблема?

Николай Щелкунов: Соответствующие органы государственного надзора проводят специальные проверки поставляемого оборудования иностранного производства. При установке оборудования на особо важных участках ЕГСУПД будет производиться дополнительный контроль.

CNews.ru: Какова стратегия Plus Communications в проектах по защите информации в телекоммуникационных проектах компании? Какие меры, на ваш взгляд, приоритетны в этом вопросе: организационные или технические?

Николай Щелкунов: При разработке концепции ЕГСУПД особое внимание было, конечно, обращено вопросам информационной безопасности.

В инфраструктуре глобального информационного пространства ЕГСУПД занимает промежуточное положение между интернетом и частными внутриведомственными информационно-коммуникационными средами. Если интернет — это неконтролируемая никаким в отдельности взятым государством и зачастую недружественная часть глобального информационного пространства, то ЕГСУПД — это контролируемая Россией и, следовательно, дружественная для России часть глобального информационного пространства. Вместе с этим, ЕГСУПД не вторгается во внутренние информационные пространства частных министерств и ведомств. Поэтому внутри ведомств должны быть сохранены существующие планы IP-адресации, структуры баз данных, форматы внутренних запросов к ним, соблюдена политика внутренней информационной безопасности.

Поскольку ЕГСУПД — контролируемая государством (защищенная) часть всемирной публичной сети, одна из функций ЕГСУПД — информационная защита от несанкционированного доступа из недружественной части интернет.

Взаимосвязь ЕГСУПД с интернет реализуется посредством системы межсетевых (внешних) шлюзов, образующих внешний периметр (границу). Взаимодействие с внутренними информационно-коммуникационными средами органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется через внутренние шлюзы, образующие внутренний периметр (границу). Любое взаимодействие в рамках ЕГСУПД происходит безопасным для каждого ведомства и для всей страны образом. Если функция защиты ведомств в отдельности возлагается на внутренние шлюзы доступа, то функция защиты государственных интересов — на центры обработки данных (ЦОД) и внешние шлюзы доступа. Эта функция информационной защиты реализуется на основе политик доступа, приписываемых каждому государственному информационному ресурсу (ГИР). Центры обработки принимают запросы на потребление ГИР, осуществляют контроль принятых запросов на предмет их соответствия политикам доступа, осуществляют навигацию запросов, направляют их собственникам информационных ресурсов, следят за формированием ответов, осуществляют доставку ответов к месту назначения. При этом ЦОД ведут постоянный учет (логистику) всей произведенной работы по движению и перенаправлению информации в части потребления ГИР, анализируют, выявляют и препятствуют любым попыткам несанкционированного доступа.

Межсетевые шлюзы на границе с интернет выполняют функцию единой точки входа для всех пользователей, входящих в зону ЕГСУПД со стороны интернет. Каждый пользователь (частное или юридическое лицо), входящий в зону ЕГСУПД с целью доступа к государственным информационным ресурсам, проходит аутентификацию на границе ЕГСУПД. Суть аутентификации состоит в однократной идентификации пользователя с тем, чтобы потом представлять его во всех сеансах связи с органами государственной власти и местного самоуправления внутри ЕГСУПД. Пользователю нет необходимости проходить повторную идентификацию при обращении к конкретным информационным порталам учреждений и ведомств, эта процедура будет выполняться за него в автоматическом режиме каждый раз, когда требуется. Такая аутентификация может выполняться с помощью так называемого «электронного паспорта».

CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных проектах, которые довелось реализовывать вашей компании по заказу государственных организаций?

Николай Щелкунов: Проекты, в которых компания PLUS Communications принимала активное участие — городские сети передачи данных г. Костромы, Ижевска, Глазова, сети передачи данных Красноярского края и Республики Дагестан. В рамках этих проектов специалисты PLUS Communications выполнили ряд работ по подготовке предпроектной и проектно-сметной документации: общее техническое задание, генеральная схема (декларация о намерениях), обоснование инвестиций, проект (утверждаемая часть), рабочая документация по стартовому комплексу. Осуществлен запуск стартовых комплексов в г. Костроме, Ижевске, Глазове.

CNews.ru: Можно ли говорить о том, что доля затрат на ИТ субъектов федерации будет расти в сравнении с затратами федеральных ведомств или пока говорить об этом рано?

Николай Щелкунов: Да, на наш взгляд, инвестиции в сферу ИТ будут увеличиваться. Уже сейчас всё больше регионов проявляют интерес к ФЦП «Электронная Россия», и в частности к пункту 14 — ЕГСУПД.

В проект федерального бюджета на 2004 год были поданы бюджетные заявки от 10 регионов, включая проект строительства ЕГСУПД Костромской области и Республики Дагестан. По последним данным из Минсвязи, именно эти регионы будут профинансированы из федерального бюджета в 2004 году. Для таких регионов, как Тамбовская область, Республика Калмыкия, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Оренбургская область, Пермская область заложены соответствующие средства в региональные бюджеты. И таких регионов становится всё больше и больше. Мы надеемся, что ряд из них будет включен в федеральный бюджет 2005 года.

CNews.ru: Какие тенденции в развитии телекоммуникационной инфраструктуры госсектора станут определяющими в ближайшие годы в России?

Николай Щелкунов: Я думаю, что определяющим направлением станет создание интегрированной информационно-коммуникационной среды, т.е. такой программно-технической и информационной инфраструктура, в которой «живут» и взаимодействуют различные информационные объекты: хранилища и базы данных, цифровые агенты и личности, электронные биржи и магазины, другие информационные приложения — все вместе, образующие то, что мы понимаем под словами информационное общество и государство.

Что касается технологических аспектов, то на основе практического опыта в разработке и реализации сетевых архитектур и эффективного внедрения продуктов ИТ-сектора предложена концепция ЕГСУПД на базе протокольного стека IP VPN MPLS поверх оптоволокна. Такой комплексный технологический подход очень перспективен для предоставления услуг переноса данных и дальнейшего развития ведомственных сетей в направлении их мультисервисности.

CNews.ru: Спасибо.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS