Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Ситуационные центры: Рубикон позади

Ситуационные центры: Рубикон позади

Создание ситуационных центров в последние несколько лет в России приобрело массовый характер. Этот факт обусловлен целым рядом причин, среди которых можно выделить две основные. Первая причина — это необходимость повысить эффективность процессов управления и осознание высшим руководством данной необходимости. Добиться этого можно посредством применения новейших технологий, в первую очередь, информационных.

В качестве второй причины можно выделить изменение отношения к достижениям техники в целом. Сегодня пропал страх перед новыми, порой технически достаточно сложными изделиями. В определенном смысле «перейден Рубикон», и теперь любой новый продукт воспринимается, быстрее, с интересом, нежели с опасением. Потребители готовы к использованию самых революционных решений. И именно этот сдвиг, произошедший в сознании людей в последнее время, и обуславливает внедрение многих интересных решений, в частности, ситуационных центров.

Смысл внедрения СЦ

Задачи, реализуемые ситуационными центрами, можно условно разделить на три группы: информационно-аналитическое обеспечения, прогнозирование развития ситуаций и обеспечение коллективной подготовки решений. Таким образом, при создании автоматизированных информационно-управляющих систем ситуационный центр — это, прежде всего, совокупность специальных информационных технологий и аппаратно-программных комплексов, реализующих функции подготовки управленческих решений с учетом оценки их последствий, причем процесс поддержки и принятия решения происходит в реальном времени по отношению к тем событиям, на которые нужно реагировать.

Все мы видели различные ситуационные центры в голливудских фильмах в действии. Однако такое представление деятельности центров является далеко не полным, так как за кадром остается их основная работа, заключающаяся в обеспечении постоянной информационной готовности как к плановым, так и внеплановым мероприятиям событийного характера. Важным элементом работы ситуационных центров является предварительная подготовка, а точнее прогнозирование с использованием специальных программных средств ситуационного моделирования и последующей оценки последствий принимаемых решений. Постоянно обновляемая информация, возможность ее экспресс-анализа, а также заранее подготовленные типовые проекты решений — это три фактора, позволяющие существенно сократить сроки принятия решения.

Еще одним аспектом, требующим внимания, является использование геоинформационных технологий. Сегодня такие средства развиваются очень бурно, и в ближайшие годы они станут значительно доступнее. Интеграция картографической и обычной атрибутивной информации несет в себе потенциал, достаточный для решения принципиально новых задач. В результате пользователи получат возможность более наглядно представлять себе ход событий в реальном пространстве.

Если же говорить о финальной фазе принятия решения, то здесь важную роль играют средства видеоинформационного обеспечения, позволяющие проводить видеоконференции с возможностью коллективного просмотра. В этой области также идет активное развитие программно-аппаратных средств и расширение функциональных возможностей пользователей.

Точки создания СЦ

Перед началом проекта по созданию ситуационного центра, прежде всего, необходимо отметить, что создание ситуационного центра целесообразно на завершающем этапе создания комплексной автоматизированной системы. Это обусловлено тем, что эффективная деятельность такого центра возможна лишь при наличии технологических и функциональных подсистем, обеспечивающих его работу, а именно: развитой подсистемы связи и передачи данных и подсистемы сбора, учета и хранения данных. В целом же, построение ситуационных центров, интегрирующих в себе практически все имеющиеся в системе информационные ресурсы, технологии обработки и представления информации, безусловно, должно опираться на уже существующие и реально действующие элементы.

Выше уже упоминался основный аспект создания ситуационных центров — информационно-технологический, но существуют и другие аспекты. Например, восприятие пользователями создаваемого центра, их ожидания. Часто будущие пользователи не очень хорошо понимают собственные потребности, что усложняет постановку задачи, и, следовательно, разработчику довольно сложно формализовать требования к проектируемой системе, так как в зависимости от назначения ситуационного центра существенно меняется и содержание работ по его созданию. Таким образом, технологические решения, используемые при создании ситуационных центров, не всегда тиражируемы.

Этап внедрения также часто сопряжен с различными трудностями, основной из которых является эффективная координация действий всех заинтересованных сторон.

Еще одним важным выводом из практической деятельности по внедрению ситуационного центра можно назвать необходимость поддержания всех его составляющих в постоянной готовности, что в действительности оказывается непростым делом. Поскольку полнофункциональная работа центра изначально имеет событийный характер, то интервалы между этими событиями представляют потенциальную угрозу его готовности, особенно если в его составе имеются элементы, выходящие за рамки ответственности эксплуатирующей организации.

В завершение, следует выделить значимость отношения руководителей высшего звена к созданию ситуационных центров. Если первые лица разделяют идею создания ситуационного центра, и их удалось вовлечь в проводимую работу, например, в качестве консультантов, то это значительно облегчит весь дальнейший процесс внедрения.

Владимир Боголюбов / «Стинс Коман»

РБК СОФТ

Пример решения: Ситуационно-кризисные центры для государственных организаций

Пример решения: Ситуационно-кризисные центры для государственных организацийУспех любого проекта, будь то бизнес или работа в государственной сфере, зависит от своевременности и правильности принятия тех или иных управленческих решений. Бурное развитие технологий и усложнение процессов оставляют современному руководителю все меньше и меньше времени на раздумья, тогда как объем информации для анализа катастрофически возрастает. Единственным выходом из этой ситуации является создание ситуационных центров, которые объединяют в себе технологии моделирования и анализа ситуаций, средства для предельно четкого отображения информации и механизмы управления.

Одним из средств, при помощи которого организуется сбор, анализ и представление информации для руководителей являются мощные порталы на основе Интернет и Интранет-технологий. Именно на базе портала организуется визуальное представление ключевых параметров, показываются те ли иные зависимости, генерируется сводная отчетность и строятся прогнозы.

При этом «подводной частью айсберга» являются порой весьма сложные системы сбора, хранения и анализа информации. С их помощью становится возможным получить данные из множества зачастую разрозненных программ и систем, которые работают в организации.

РБК СОФТ обладает уникальным опытом работ, связаных с информатизацией ситуационно-кризисных центров в бизнесе и государственной сфере. Специалисты компании работали над созданием таких решений в Ситуационно-кризисном центре Минатома России РФ и МЧС РФ.

Подробнее

Республика Саха (Якутия)

Проект: Создание информационного центра при президенте Республики Саха (Якутия)

Проект: Создание информационного центра при президенте Республики Саха (Якутия)Содержание:

Задача
Решение
Результат

Республика Саха (Якутия) — самая большая по площади республика в составе РФ. Ее площадь превышает 3 млн. км2, численность населения — 1 млн. человек. Начиная с 1999 года, руководством была поставлена цель повышения эффективности стратегического управления социально-экономическим развитием республики. Современная государственная политика Якутии в области информатизации направлена на создание единого республиканского информационного пространства и обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на территории республики.

Задача

В своем первом интервью после инаугурации Президент Якутии — Вячеслав Штыров — одним из приоритетов обозначил внедрение информационной системы управления регионом и обеспечение прозрачности хозяйственной деятельности в республике. В 2002 году по заказу Администрации Президента РС (Якутия) был начат проект по созданию Информационного Центра как связующего звена единой системы органов государственной власти республики, Его основная цель — обеспечить реализацию нового подхода к принятию управленческих решений на самом высоком уровне.

Подробнее



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS