Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Правки законодательства под ИТ пока заменяет пропаганда

Правки законодательства под ИТ пока заменяет пропагандаНа сайте Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) был опубликован проект федеральной целевой программы «Электронная Россия» на период 2002–2010 гг. Здесь, в частности, «предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государства на федеральном, региональном и местном уровнях, основными принципами которой должны стать: открытость процедур и результатов государственных закупок, продаж, что предусматривает обязательную публикацию (в сети интернет) сообщений об условиях и результатах проводимых тендеров и конкурсов на закупку товаров и услуг, продажу государственного имущества, предоставление квот и лицензий на разработку, добычу и экспорт природных ресурсов и др.». В программе также указано, что «нецелесообразно ждать чужих разработок передовых технологий, а затем догонять или закупать их».

Специалисты МЭРТ, опираясь на международный опыт, справедливо полагают, что создание систем электронной торговли для государственных нужд позволит в среднем экономить около 15% бюджетных средств по стране в целом за счет повышения прозрачности процедур и уменьшения злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Разработчики некоторых систем электронных госзакупок обещают, что эффект от их внедрения и использования будет еще значительнее и затраты на проведение госзакупок снизятся на 20–40%. Опыт 2002–2003 гг. подтвердил, что такая экономия достижима.

Позиция разработчиков программы «Электронная Россия» сводится к поэтапному созданию единой прозрачной системы е-госзакупок и замены ею действующей системы госзакупок. Это должно приводить (и, как показал опыт регионов-лидеров, — приводит) к вытеснению неэффективных форм, процедур и операций госзакупок и переводу их на электронные «рельсы». «В этом направлении получены первые положительные результаты, — сообщил CNews.ru в своем интервью Александр Карпачев, президент корпорации „Парус“. — Первые 12 регионов стали активно сотрудничать в построении таких систем в рамках ФЦП „Электронная Россия“, Министерство экономического развития и торговли поддержало эти начинания и выделило необходимые финансовые ресурсы. Результаты, достигнутые в ходе пилотных проектов, показали, что „электронные“ госзакупки эффективны. И это очень важно».

Внедрение в России системы электронных госзакупок, безусловно, предполагает значительные инвестиционные и технологические риски. С целью их минимизации еще на стадии разработки предполагается действовать, опираясь на мировые тенденции развертывания аналогичных систем в госсекторе, а именно система е-госзакупок призвана учитывать:

  • сложившуюся систему взаимодействия государственных заказчиков, поставщиков и контролирующих организаций;
  • сформировавшиеся потоки товаров (работ, услуг), финансовых средств, информации;
  • нормы, процедуры и правила ведения торгов, установленные действующим законодательством и сложившейся деловой практикой.

Помимо этого, делаются определенные поправки на сугубо российские условия — низкий уровень технической оснащенности рабочих мест госслужащих, а также недостаточный уровень знаний и навыков персонала, как в сфере государственных закупок, так и в области электронных торгов.

В «Электронной России» для построения системы е-госзакупок предусмотрено следующее:

  • создание единой общедоступной базы данных о государственных закупках (информационный портал госзакупок);
  • создание подсистемы электронного документооборота для обеспечения е-госзакупок. Так, по словам Церена Церенова, руководителя департамента корпоративного управления и новой экономики МЭРТ, пилотный вариант подсистемы после его разработки будет предоставлен органам региональной власти в качестве базового, но никто навязывать его не будет;
  • перевод закупок сначала простой стандартизованной продукции, а потом и сложной на электронные «рельсы».

Первоначально в ФЦП «Электронная Россия» предусматривалось четыре этапа для создания системы е-госзакупок, но, в силу хронического недофинансирования программы и его последствий, можно ожидать изменений в планах реализации этапов и, возможно, пересмотра приоритетов по некоторым направлениям работ.

Проект поэтапного создания системы e-госзакупок в рамках программы «Электронная Россия»

ЭтапГоды реализацииЦелиЗадачи
Первый2002 — 2003 гг.Объединение информации в единую базу данных
  • создать условия для координации закупочной деятельности различных государственных заказчиков;
  • повысить доступность информации о государственных закупках;
  • создать единую базу данных информации о государственных закупках;
  • провести анализ сводной информации о государственных закупках;
  • создать предпосылки для реализации второго этапа.
  • Второй2003 — 2004 гг.Создание подсистемы электронного документооборота, параллельно с действующей системой «бумагооборота»
  • предложить государственным заказчикам альтернативный (более удобный, быстрый и дешевый) способ распространения информации о процедурах государственных закупок;
  • предложить поставщикам альтернативный способ подачи предложений на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;
  • повысить уровень стандартизации процедур и документации;
  • создать предпосылки для реализации третьего этапа.
  • Третий2004 — 2005 гг.Перевод закупок простой продукции на электронную основу, в форму e-госзакупок
  • обеспечить проведение закупок простой стандартизованной продукции через электронную систему;
  • обеспечить укрупнение и объединение государственного заказа на однородную продукцию;
  • обеспечить малому предпринимательству большие возможности по получению государственного заказа;
  • обеспечить единые процедуры и документацию по закупкам простой продукции;
  • внести соответствующие изменения в законодательную базу осуществления закупок для обеспечения государственных нужд;
  • создать предпосылки для реализации четвертого этапа.
  • Четвертыйс 2005 г.Перевод всех закупок продукции для государственных нужд в форму е-госзакупок
  • перевести систему государственных закупок полностью на электронную основу;
  • обеспечить единые процедуры и документацию по закупкам продукции для государственных нужд.
  • Далеко не последней задачей первых лет реализации «Электронной России» должна была стать законотворческая деятельность (которую на федеральном уровне с большим успехом заменили агитацией и пропагандой «за ИТ»).

    Когда «Электронная Россия» была представлена общественности, предполагалось, что значительное время первого года ее реализации — 2002 г. — будет посвящено приведению законодательной базы в соответствие с требованиями времени. Но кураторы этого направления (МЭРТ) почему-то не спешили. В результате российская нормативно-правовая база в течение этих двух лет, 2002–2003 гг., так и не дождалась необходимого пакета законопроектов, хотя отдельные инициативы имели место.

    Сергей Шалманов, Мария Попова / CNews Analytics

    OPTIMA

    Михаил Солнцев: Система процентного финансирования — преграда на пути полноценной автоматизации ведомств

    Михаил СолнцевНа вопросы CNews.ru ответил Михаил Солнцев, коммерческий директор, заместитель генерального директора компании «Оптима». По мнению эксперта, несмотря на то, что формализация процедур в органах государственной власти подчас выше, чем в корпоративном секторе, ИТ-проекты здесь идут не так гладко. Основная проблема — неэффективность системы процентного финансирования.

    CNews.ru: По оценкам экспертов, непосредственно участвующих в государственных ИТ-проектах, эффективность ведомственной информатизации можно было бы повысить в разы, в случае должной надведомственной координации этих проектов. Подтверждает ли ваш опыт подобные наблюдения?

    Михаил Солнцев: Эффективность ведомственной информатизации, в большей степени, зависит от двух факторов: от должного финансирования проектов и от степени унификации и стандартизации бизнес-процессов того или иного ведомства. Сегодня финансирование государственных проектов в России построено таким образом, что ни одно ведомство не может получить необходимых средств для комплексной информатизации, которая в свою очередь решила бы свою основную задачу — повышение эффективности деятельности ведомства в целом. Бюджет на подобные проекты выделяется из общего «кошелька» и зачастую этих средств недостаточно для завершения проекта.

    Полный текст интервью



    Вернуться на главную страницу обзора

    Версия для печати

    Опубликовано в 2004 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS