Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Фундамент для перехода на Открытое ПО в госсекторе заложен

Фундамент для перехода на Открытое ПО в госсекторе заложен

Свободное программное обеспечение (оно же — ПО с открытыми исходными текстами, Open Source) в последнее время активно расширяет своё присутствие не только в бизнесе, но и в государственном секторе. Аргументы в пользу использования свободного ПО в органах государственной власти достаточно серьёзны, и некоторые страны уже предпринимают в этом направлении весьма решительные шаги. Последует ли Россия их примеру? И будет ли это правильным решением?

Свобода от зависимости

На данный момент, если верить данным IDC* из 2,5 млн. персональных компьютеров в органах государственной и муниципальной власти России 95% (!) снабжены не лицензированным, т.е. «пиратским», программным обеспечением. Такая ситуация неприемлема не только в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, но неприемлема в принципе. Очевидно, что в ходе дальнейшей компьютеризации страны доля легального ПО должна и будет возрастать.

Между тем, чем больше средств государство будет тратить на программные продукты частных компаний, тем больше страна будет попадать в зависимость от них. Очевидно, что при компьютеризации работы органов государственной власти, систем образования и здравоохранения, важно определить стандартные форматы, в которых производится обмен данными. Несовместимость форматов между различными ведомствами или регионами может привести к серьёзным проблемам. Для многих стран уже стало очевидным, что форматы данных при создании столь глобальных информационных систем должны быть открытыми и стандартизированными, в противном случае оказывается, что государство не имеет контроля над собственными данными и полностью зависимо от конкретного производителя (а то и версии) используемого ПО.

Применение свободного ПО — весьма интересный вариант решения всех этих проблем. По мере своего развития системы с открытым исходным текстом — в частности, операционная система Linux и офисный пакет OpenOffice — становятся всё более привлекательной альтернативой продуктам американского монополиста Microsoft. Наряду с отсутствием необходимости оплаты лицензий, важное преимущество свободного ПО — возможность полного контроля над исходными текстами программ и процессом их сборки, что позволяет избежать зависимости от какого-либо зарубежного поставщика.

Российские ведомства переходят на Открытое ПО

Зависимость от заокеанских разработчиков весьма неприятна в любом ведомстве, а в вооружённых силах она попросту неприемлема — нельзя доверять управление техникой, связанной с обороной, программам, созданным потенциальным противником. Именно поэтому в структурах Министерства обороны РФ уже достаточно давно используется операционная система МСВС (Мобильная Система Вооружённых Сил), основанная на Linux. К сожалению, подробности о МСВС узнать достаточно сложно, однако известно точно, что она активно применяется. Некоторые авторы утверждают, что Министерство Обороны РФ нарушает лицензию GPL, поскольку распространяет исходные коды МСВС по армейским частям, но не предоставляет широкого доступа к ним. Это обвинение, однако, безосновательно. Вся армия — одна организация, а при использовании внутри организации требования GPL не действуют.

В настоящее время гражданские ведомства также присматриваются к возможностям свободного ПО. Так, Министерство Экономического Развития РФ провело тендер на разработку открытых стандартов для обмена документами и рекомендаций по применению свободного ПО. Победителем данного конкурса ** стала компания ALT Linux и по сообщению заместителя генерального директора ALT Linux Алексея Новодворского, эта работа уже движется к завершению.

Министерство Связи и Информации РФ создало рабочую группу по использованию ПО с открытым кодом в государственных учреждениях России. В неё входят представители компаний-разработчиков свободного ПО. В данный момент среди документов группы присутствует концепция базового программного обеспечения, предполагающая использование свободных лицензий и открытых форматов данных.

В конце октября 2003 года в своих планах по развитию Открытого ПО Минсвязи пошло еще дальше и заключило соглашение с компанией IBM. В планах министерства создание Центра компетенции Linux, который будет поддерживать государственные и образовательные организации (а также коммерческие компании) в эффективном использовании этой ОС.

Оплоты Windows рушатся даже в тех сферах, где эта ОС была традиционно вне конкуренции. Известно, что Министерство образования до недавнего времени ориентировалось исключительно на операционную систему Microsoft Windows: эта операционная система (причём конкретная версия — Windows 2000) требовалась по условиям тендеров на компьютеризацию школ. Однако в данный момент ситуация изменилась и здесь. Новые условия тендеров Министерства образования позволяют применять операционные системы, отличные от Windows. Как рассказали CNews.ru в компании Lynx BCC, представители российских производителей свободного ПО недавно были приглашены в Министерство образования для согласования новых условий тендеров.

По сообщению компании ASP Linux, осенью этого года московский Комитет образования проводил тендер на поставку компьютеров в ряд московских школ, и по условиям этого тендера было возможно использование Linux. В результате несколько тысяч компьютеров с этой ОС были поставлены в московские школы отечественными производителями.

Конечно, пока что рано говорить о решающих изменениях и «революционном» переходе к использованию свободного ПО. Результаты исследований в МЭРТ и Минсвязи обретут вес только после того, как будут приняты официально, как минимум, на уровне этих министерств (если не правительства в целом). Между тем, применение МСВС, созданной на основе Открытого ПО в Министерстве Обороны, можно уже считать свершившимся фактом. В остальном шаги в сторону Открытого ПО пока не более чем взгляд органов власти на преимущества этой технологии. Этот взгляд, однако, является достаточно внимательным, так как в использовании открытого кода не менее чем центральные ведомства заинтересованы региональные власти. Подтверждением тому активный интерес представителей регионов к свободному ПО на конференции «Электронная Россия», проведённой 13 ноября в Санкт-Петербурге. Некоторые представители власти предлагали создать «пилотные» проекты по внедрению такого ПО в своих ведомствах.

То, что за внимательным взглядом могут последовать конкретные действия отлично подтверждается мировой практикой. В обзоре мировой практики использования ПО с открытым исходным кодом мы ограничимся лишь наиболее известными случаями.

Михаил Рамендик / CNews.ru


* Данные предоставлены компанией Lynx BCC.
** Полное название: Конкурс на выполнение в 2003 году прикладных экономических исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме «Разработка рекомендаций и предложений по использованию стандартов, необходимых для распространения ИКТ. Разработка предложений по развитию в Российской Федерации рынка программного обеспечения со свободной лицензией. Разработка методических рекомендаций по использованию программного обеспечения со свободной лицензией в деятельности органов государственной власти Российской Федерации».

Читайте далее:
Открытое ПО в правительствах стран мира
Для чего государству свобода программ?
Открытое ПО: аргументы «против»

Госкомстат

Развитие корпоративной информационно-вычислительной системы Государственного комитета Российской Федерации по статистике

Развитие корпоративной информационно-вычислительной системы Государственного комитета Российской Федерации по статистикеСодержание:

Этапы проекта
Перспективы развития

Приведение системы государственной статистики в соответствие с мировым уровнем предполагает наличие высокотехнологичной информационно-аналитической системы, адекватной по своему техническому и технологическому уровню поставленным задачам.

Заказчик проекта: Госкомстат России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики.

Цель проекта: создание для Госкомстата России интегрированного информационного ресурса и инструментария, которые позволят проводить единую политику в области информационного обеспечения, в первую очередь, органов власти. Эта политика даст возможность в оперативном режиме получать статистические данные на любом (федеральном, региональном, районном) уровне, осуществлять их аналитическую обработку, строить разнообразные информационные запросы, готовить аналитические отчеты для формирования достоверных прогнозов и принятия на их основе правильных решений.

Подробнее



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS