Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Для чего государству свобода программ?

Для чего государству свобода программ?Возможность перехода к использованию свободного ПО появляется в поле зрения правительств (в частности, и в России) отнюдь не случайно. До недавнего времени выбор платформы для настольных компьютеров и малых серверов практически не существовал — основная альтернатива решениям монополиста Microsoft — Apple Macintosh — занимала всего 5–7% рынка и к тому же требовала другого аппаратного обеспечения.

Виталий Кузьмичёв, директор по развитию компании Lynx BCC и эксперт рабочей группы по использованию программного обеспечения с открытым кодом в государственных учреждениях России при Минсвязи, сравнивает монополию одной компании на рынке ПО с ситуацией советских времён. Но в роли советского потребителя, лишённого выбора, теперь оказались многие страны.

Применение нелицензионных копий программ — типичное явление для небогатых государств, будь то Россия, Украина или Китай. При первоначальной компьютеризации органов государственной власти «пиратство» распространяется и в них. Однако при более тесной интеграции страны в мировую экономику такое положение становится неприемлемым.

Компания Microsoft в таких случаях, как правило, предлагает более или менее льготную «легализацию». Однако скидки, и даже возможность государственной инспекции исходного кода, не изменяют той печальной ситуации, в которой может оказаться государство. Эта ситуация применительно к Украине) представлена на рисунке.

Современная ситуация и ее развитие

Современная ситуация и ее развитие

Государственный бюджет Украины
Экономические потери
(«Бегство» капитала из Украины, расходы на уровне $400 млн. ежегодно в случае перехода на легальное коммерческое ПО; полное исключение одной из прибыльных статей бюджета; расходы на формирование спецподразделений)

Бюджеты, выделяемые на информатизацию коммерческих предприятий, частных лиц
Внешнеполитические потери
(имидж "главного в мире нарушителя интеллектуальной собственности)

Правительство
Внутриполитические потери
(судебные «войны» с населением страны и представителями деловых кругов, изъятие техники, падение имиджа власти и силовых структур)

Госсектор (в ближайшем будущем)
Структурные потери
(торможение развития информационных систем и сетей, стремительный рост «информационной пропасти» между богатыми и бедными слоями, торможение массовой информатизации страны)

Предприятия
Торможение и развал индустрии производства ПО

Бизнес-программирование
Уничтожение или минимизация высокотехнологичного бизнеса производства лазерных носителей информации

Заводы CD-дисков
Ухудшение ситуации в сферах образования, науки и медицины. Принципиальная невозможность законного использования ПО в школах и ВУЗах в связи с высокой интенсивностью копирования и обмена в школьном и научном обществе.

Источник: Приложение к законопроекту о переходе на Открытое ПО,
рассматриваемого в Верховной Раде Украины

Финансовые потоки из страны, пусть и «уменьшенные» скидками, устремляются к зарубежному производителю; силовые органы государства оказываются защитниками интересов этого производителя, в ущерб гражданам своей страны.

Игорь Бухштаб, директор компании Lynx BCC, указывает, что при «легализации» государство не приобретает ничего, кроме простого права использовать программы. Лицензирование не обеспечивает каких-либо гарантий уровня сервиса оно не предоставляет также хоть какую-то возможность влиять на дальнейшее развитие ПО или продолжение обслуживания нынешних версий. Более того, иногда можно потерять и право пользования — так, «активация» некоторых версий Windows XP теряется при смене компьютера. В результате, наряду с дорогостоящими лицензиями, приходится отдельно оплачивать услуги сервиса и адаптации ПО.

Даже если исходные коды Windows предоставлены для правительственного анализа, подчёркивает Игорь Бухштаб, у России по-прежнему нет возможности контролировать сборку операционной системы из этих кодов. Поэтому возможность «закладок» по-прежнему остаётся.

На данный момент ПО с открытым исходным кодом предоставляет возможности, как минимум, вполне достаточные для подавляющего большинства задач, требуемых от компьютеров в органах власти. Вложение даже меньших средств, чем стоимость зарубежных лицензий, могло бы привести к созданию отечественных программных пакетов на базе свободного ПО. При этом финансовые вложения остаются в России, а создаваемые продукты могут, в конечном счёте, быть выведены и на внешний рынок. Известен пример Китая, который собирается представить на западном рынке систему Red Flag Linux, созданную при поддержке государства.

Инвестиции в свободное ПО дают возможность реального контроля над его дальнейшим развитием и уровнем сервиса. Государству не придётся следовать воле иностранной компании, изменяющей свои продукты по своему же усмотрению. К тому же возможно установление объективных стандартов качества как для самих исходных кодов, так и для процедуры их сборки.

Олег Садов, технический директор компании «Линукс Инк.» и эксперт Рабочей группы при Минсвязи, указывает, что привычные «недостатки» Linux для настольного использования — проблемы с играми, прочими развлечениями, а также самостоятельной настройкой системы — являются реальными преимуществами при использовании в органах государственной власти. Linux позволяет полноценно контролировать каждое рабочее место, не допуская «нецелевого» использования.

При этом открытость стандартов хранения и передачи данных позволяет при необходимости сменить производителя ПО, а открытость исходного кода — использовать и дорабатывать его, даже если прежний производитель прекратил разработку. Таким образом, исключается зависимость от какой-либо одной компании, отечественной или зарубежной.

По словам Виталия Кузьмичёва, развитие в области информационных технологий — одна из наиболее выгодных областей для «догоняющего» государства, каким, к сожалению, в настоящий момент является и Россия. Однако для такого развития необходимы финансовые ресурсы. На конференции «Электронная Россия» первый заместитель министра связи информации Андрей Коротков признал, что недофинансирование — основная проблема программы «Электронная Россия».

Государственный заказ на свободные программные пакеты, которые могли бы стать единым стандартом базового ПО (операционной системы, офисных инструментов и т.д.) для органов власти, позволил бы снабдить отечественную индустрию столь необходимыми ей средствами. Такой ход ведёт к развитию российского бизнеса в области свободного ПО.

По мнению экспертов, для эффективного продвижения отечественных программынх продуктов под силу только национальной компании, с масштабами бизнеса, измеряемыми в сотнях миллионов долларов. Открытость кодов ПО и отсутствие лицензионных отчислений отнюдь не должно мешать работе такого бизнеса, поскольку он должен быть направлен на оказание различных услуг по поддержке клиентов и созданию специализированных решений.

Несмотря на то, что плюсы в отношении использования Открытого ПО заметно перевешивают минусы, без рассмотрения последних картина будет неполной.

Михаил Рамендик / CNews.ru

Читайте далее:
Открытое ПО: аргументы «против»

Ай-Теко

Проекты компании «АйТеко» в органах государственной власти

Проекты компании «АйТеко» в органах государственной власти

Известно, что информация — основа всех процессов управления. Административное руководство многих регионов России осознает важность информации в деле укрепления политической системы и развития экономики. Создание единых информационных пространств регионов РФ и автоматизация деятельности государственных структур Российской Федерации — основные цели программы «Электронной России». Одними из первых, кто осознал необходимость создания информационных систем, являются Руководство Счетной палаты РФ, администрации Чувашской республики и Вологодской области.

«Ай-Теко» реализовала три крупнейших проекта автоматизации систем управления и создания единых информационных пространств для государственных структур:

  1. Создание современной ИТ-инфраструктуры Счетной палаты Российской Федерации
  2. Проект создания компанией «Ай-Теко» Центра обработки данных для Администрации президента Чувашской республики
  3. Проект создания комплексной информационной инфраструктуры для органов государственной власти Вологодской области

Основной целью всех трех проектов было создание в государственных организациях информационных инфраструктур, которые бы отвечали потребностям государства, обеспечивали эффективное функционирование регионов, работу органов государственной власти и местного самоуправления.

Подробнее



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS