Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

На электронное правительство денег нет даже у самых богатых

На электронное правительство денег нет даже у самых богатых

За последние два года госсектор стал одним из наиболее динамично развивающихся вертикальных мировых рынков для поставщиков ИТ-решений. В этом успехе смешаны как объективные, так и субъективные причины. К стремлению повысить эффективность работы государственного аппарата добавляются маркетинговые усилия разработчиков ПО и компьютерного оборудования. Отличить реальные потребности в информатизации от процедур по «формированию спроса», подчас, весьма непросто.

Притягательные буквы

Еще со времен моды на «электронную экономику» (благодаря концептуальным разработкам компаний-консультантов) в мире устойчиво закрепились несколько терминов, характеризующих возможности использования информационных технологий в органах государственной власти и управления. Англоязычные формулировки, к сожалению, пока не получили удобных эквивалентов в русском языке, поэтому приведем их в оригинале: G2C (государство-гражданин, Government to Citizen), G2B (государство-бизнес, Government to Business), G2G (государство-государство, Government to Government), IEE (внутренняя эффективность и продуктивность государственного аппарата, Internal Efficiency and Effectiveness).

Модель G2C предполагает использование интернета для получения гражданином от государства определенного набора услуг: например, кредита, льгот, консультаций, образовательных материалов и пр. Также в эту форму взаимодействия включены ключевые аспекты взаимодействия госструктур и граждан: социальные услуги, гранты/займы, налоги и пр. Ключевыми решениями, используемыми для создания G2C систем являются т.н. интернет-порталы, на которых собраны в единое целое все действующие сервисы.

Для решения задачи оптимизации взаимодействия государства и бизнеса используется модель G2B. Системы данного класса осуществляют сбор информации и обеспечение к ней доступа различным пользователям. Ключевые цели внедрения систем: регулирование, экономическое взаимодействие, торговля, лицензирование, гранты/займы, управление активами, налоги.

Информационные системы G2G создаются для обмена и интеграции данных, поступающих от федеральных и региональных органов власти. Внедрение этих систем нацелено на повышение эффективности работы государственного аппарата через оптимизацию документооборота и механизма принятия решений.

В современной мировой практике для повышения эффективности принятия решений в органах государственной власти активно используется опыт коммерческих структур. Именно задачу адаптации лучших коммерческих практик к решению государственных задач решают системы класса IEE. В данном случае речь идет об аналитических системах, решениях управления кадрами, финансами и т.п.

Из показанных систем видно, что все предлагаемые решения имеют под собой надежную логическую основу. Объективных возражений почти нет, кроме, пожалуй, одного — для создания «электронного правительства» необходимы колоссальные ресурсы и позволить такую удобную роскошь могут себе лишь очень богатые страны с устойчиво растущей экономикой. Сегодня таких в мире почти нет.

Дорогое счастье

Так как большинство стран сегодня не в состоянии тратить значительные суммы на создание электронных систем, хотя и понимают пользу от их внедрения и использования, поставщики решений вынуждены «силой формировать спрос». Особенно преуспевают в данном вопросе американские компании — разработчики ПО и компьютерного оборудования. Для роста продаж в госсекторе используется масса инструментов, основной среди которых — создание иллюзии повсеместного использования систем «электронного правительства» в странах Европы и Северной Америки. Торговая палата США, являясь всего лишь ассоциацией компаний-продавцов, даже позволяет себе создание рейтингов стран, отсортированных по «степени развития электронных правительств». Несмотря на то, что степень использования в реальной жизни подобных технологий в самих США весьма ограничена, эта страна, конечно, возглавляет таблицу с большим отрывом от других.

Индекс электронных правительств по состоянию на 2001 г.

США3,11
Австралия2,60
Новая Зеландия2,59
Сингапур2,58
Норвегия2,55
Канада2,52
Великобритания2,52
Голландия2,51
Дания2,47
Германия2,46
Россия1,89

Источник: Торговая палата США

Когда речь заходит о дороговизне «электронного правительства», то важно понимать, что собственно создание системы — это лишь малая часть от общих затрат государства. Основная доля расходов приходится именно на содержание системы, а на это денег не хватает даже у самых богатых стран. Так, совсем недавно было объявлено о том, что под угрозой срыва находится проект электронного правительства Великобритании, включающий сервисы интерактивного цифрового телевидения, системы работы со смарт-картами, устройства «электронной демократии» и портал доступа к государственным сервисам. Сообщается, что если местные власти по-прежнему не вдохновятся правительственной инициативой, то все эти сервисы не будут полноценно работать к 2005 году в соответствии с планами. Выводы были основаны на опросе ста муниципалитетов.

Электронными правительствами, однако, недовольны не только британцы. Не далее как в ноябре 2003 года, в специальном докладе Организации Объединенных Наций говорилось о том, что системы будут, скорее всего, неэффективными из-за их дороговизны.

Между тем, денег на «электронные правительства» по всему миру тратится совсем не мало. По прогнозам аналитиков Gartner, правительства европейских стран в 2003 г должны были выделить на ИТ более 67,8 млрд. долл. Этот показатель на 3,6% больше, чем в 2002 г., а к 2005 г. он увеличится до 74,5 млрд. долл. Из всех европейских стран больше всего инвестируют в ИТ та же Великобритания и — с существенным отрывом от нее — Германия. В 2003 г. объемы их капиталовложений в информатизацию госсектора составили 22 млрд. долл. и 11 млрд. долл., соответственно. При этом среднегодовой ИТ-бюджет других европейских правительств на 2003 г. составляет всего 1,5 млрд. долл.

На Британию и Германию приходится почти половина от всех европейских инвестиций в ИТ

На Британию и Германию приходится почти половина от всех европейских инвестиций в ИТ

Источник: Gartner, 2003

Аналитики Gartner оценивают госсектор как один из наиболее быстрорастущих вертикальных ИТ-рынков Европы. За последние 2 года общий объем инвестиций в ИТ со стороны европейских правительственных структур увеличивался на 15% ежегодно. Более 75% ИТ-инвестиций госсектора пришлись на решения следующего класса:

  • безопасность,
  • беспроводная связь,
  • SCM-решения,
  • ERP-решения,
  • CRM-решения,
  • системы хранения данных,
  • системы электронного документооборота.

Дорогое несчастье?

Аналитики весьма справедливо отмечают, что выделяя столь значительные средства на ИТ, чиновники европейских стран столкнулись с проблемой предоставления детального отчета о вкладываемых средствах, а также оценки их эффективности. Налогоплательщики хотят уверенности в том, что их денежные взносы идут на действительно необходимые и продуктивные решения. Очевидно, что традиционные — коммерческие — методы оценки возврата инвестиций (ROI) для правительственных проектов мало адекватны. Скорее здесь нужно исходить из таких показателей, как: увеличение доступа к общественным услугам, создание новых рынков, повышение занятости, техническое совершенствование и повышение образовательного уровня.

В свою очередь, эксперты Gartner предлагают оценивать эффективность ИТ-инвестиций госсектора по следующим 3 глобальным критериям: востребованность услуги, операционная эффективность (сокращение издержек за счет переноса транзакций онлайн), политическая отдача.

С точки зрения «бизнес-оценки» правительственных инвестиций в ИТ, следует исходить из параметров использования дополнительных каналов взаимодействия (телефона, сайта, электронного адреса) и увеличения объема операций, производимых по этим каналам. Необходимо также учитывать фактор сокращения задействуемых ресурсов, возможности межведомственного или межправительственного взаимодействия, использование распределенной системы предоставления услуг.

Характерно, что вопрос оценки эффективности ИТ-проектов в европейском госсекторе возник не случайно. В настоящий момент проблема малоэффективного инвестирования в ИТ-решения со стороны европейских правительств является секретом, наверное, только в России. Аналитики достаточно мрачно смотрят на перспективы выхода из сложившейся ситуации — по оценкам Gartner, к 2007 г. более 50% правительственных ИТ-инициатив Европы так и не принесут полноценного возврата инвестиций.

Тем не менее, в рамках ЕС продолжают активно разрабатываться стратегии дальнейшего развития инициативы e-government. Европейская комиссия склонна оценивать уже полученные результаты информатизации госсектора как успешные. Только на перевод административных сервисов в онлайновый режим в 2002 г. ЕС было выделено 30 млрд. евро, из которых 5 млрд. пошло собственно на поддержку правительственных сайтов. В соответствии с принятой директивой eEurope 2005, к концу 2004 г. государства-члены ЕС должны обеспечить онлайновую поддержку всех ключевых правительственных сервисов. К концу 2005 г. надлежит перевести большую часть госзакупок в электронный вид, в связи с чем Европейский Парламент должен предварительно разработать все необходимые законодательные документы. Разработанная ЕС программа развития e-government до 2005 г. предполагает, что 90% населения стран-участников к этому моменту будут иметь гарантированный широкополосный доступ в интернет.

Не отстают в гонке развития «электронных правительств» и другие регионы мира. Наибольшую активность в повышении уровня информатизации собственного госсектора проявил Ближний Восток — Оман и ОАЭ, а также юго-восточный Сингапур.

В данный момент сингапурское правительство активно расширяет объем услуг, предоставляемых гражданам в режиме онлайн. В 2002 г. портальной системой поддерживалось более 1 600 сервисов. В план правительственных задач, подлежащих реализации до 2006 г. входит внедрение дополнительных 12 межведомственных сервисов, увеличение доли пользователей онлайновых правительственных сервисов до 90%, увеличение доли пользователей, удовлетворенных качеством предоставляемых в режиме онлайн услуг, до 90%.

Примечателен тот факт, что в процессе реализации инициативы e-government Сингапур не ориентировался на американскую модель — которая параллельно формировалась в тот же период времени. Как уже отмечалось, очевидно, что усилия американского правительства по разработке и популяризации методологии создания электронного правительства, имеют под собой вполне объяснимую маркетинговую основу: таким образом можно существенно расширить потенциальный рынок сбыта как минимум программных решений американских компаний-разработчиков. Действительно, финансовая поддержка процессу продвижения в европейском сообществе идей e-government, оказываемая корпорациями Microsoft и Intel, принесла и вероятно, будет приносить в дальнейшем вполне ощутимые результаты. На американскую «модель для сборки» сейчас также ориентируется и Австралия, и арабские страны. Отрадно признать, что российские власти куда более осторожны в этом вопросе.

Вопрос необходимости использования ИТ в госсекторе сегодня, конечно, не стоит. Без современных технологий государственный аппарат сегодня уже не сможет быть адекватным тем задачам, которые ставит перед ним общество. Все, к чему призывают специалисты — это благоразумие при использовании данного инструмента. Особенно актуален этот призыв для не очень богатых стран: деньги выброшенные на ветер здесь никогда не лишние.

Максим Казак, Мария Попова
CNews Analytics

SAP    Национальный банк Украины

Проект: SAP в Национальном банке Украины

Проект: SAP в Национальном банке УкраиныНациональный банк Украины является центральным банком Украины и координирует деятельность банковской системы страны. В 1997 году Национальный банк Украины, готовясь к переходу банковской системы на международные стандарты, выбрал систему R/3 компании SAP в качестве готовой технологии для построения комплексной системы автоматизации учета банковских и собственных хозяйственных операций.

В 1997–1998 гг. в модуле FI (Финансы) системы SAP R/3 началось построение Главной книги Национального Банка Украины. В 1999 году уже на основе системы R/3 в стандартных технологиях системы, началась автоматизация финансово-хозяйственных операций. На этом этапе параллельно велись две задачи: учет материальных и нематериальных активов с использованием возможностей модуля ММ (Управление материальными потоками), планирование и контроль исполнения сметы Банка.

Подробнее



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS