Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Электронные правительства в странах Азии

Электронные правительства в странах Азии

Страны азиатского региона примкнули к инициативе по созданию электронных правительств несколько позже, чем европейские государства. Наибольшую активность в повышении уровня информатизации собственного госсектора проявил Ближний Восток — Оман и ОАЭ, а также юго-восточный Сингапур.


Арабский Восток

Очевидно, что в целом более низкий уровень информатизации арабских стран, по сравнению хотя бы с европейским, диктовал свой список приоритетных задач на пути к онлайновой форме взаимодействия граждан и государства. Первичные потребности здесь концентрировались в первую очередь в области обеспечения технической инфраструктуры (IDSN, 3G, беспроводных сетей, DSL, Ethernet), распространения специализированного ПО и обеспечения должного уровня безопасности онлайновых транзакций. На следующем этапе предполагалось разработать многофункциональные стратегии развития, как на технологическом, так и на законодательном уровне. Далее необходимо было запустить в пилотном режиме собственно интернет-площадки.

На фоне решения технологических задач, арабским правительствам параллельно требовалось обеспечить заинтересованность и лояльность со стороны будущих пользователей вновь создаваемых веб-ресурсов. Решение этого вопроса было отдано на откуп средствам массовой информации, которые должны были привлечь внимание широкой общественности к феномену интернета, продемонстрировать его преимущества и новые сервисные возможности. Параллельно разрабатывались рекомендательные программы общественного развития и образовательные инициативы.

Задача повышения общего уровня осведомленности о бизнес-возможностях онлайновой среды ставилась также и на корпоративном уровне. Так, крупные компании обязывались к своего рода популистским мерам — наподобие контроля за введением повсеместного использования электронной почты или обязательного реинжиниринга внутренних бизнес-процессов. Своего рода коммерческими стимулами повышения лояльности потенциальных участников онлайновых транзакций с государством к системам электронного правительства должны стать такие факторы, как распространение цифрового и веб-телевидения, мобильных устройств, ADSL и в целом рост интернет-активности населения.

На данный момент сектор e-government ближневосточных стран находится на начальной стадии развития. В сети уже представлены отдельные муниципальные порталы, постепенно вводится режим онлайновых консультаций и других видов взаимодействия граждан с правительственными структурами. Предполагается, что в ближайшее время будет активно внедряться система электронных госзакупок и поддержка рядах ключевых административных сервисов.

Сингапур

Несмотря на проявляемую арабским востоком активность в области развития высоких технологий, темпы информатизации здесь заметно отстают от показателей традиционных южно-азиатских ИТ-лидеров. По уровню освоения правительственного онлайн-сектора лидирующую позицию сейчас занимает Сингапур. Компьютеризация госсектора в этой стране начиналась еще в 80-е гг. Расходы на ИТ всегда составляли немалую долю госбюджета — так, на первом этапе программы по запуску электронного правительства (2000–2003 г.) было выделено 1,5 млрд. долл. Бюджет второго, недавно начавшегося этапа (2003–2006 г.), составил немногим меньше — 1,3 млрд. долл.

В данный момент сингапурское правительство активно расширяет объем услуг, предоставляемых гражданам в режиме онлайн. В 2002 г. портальной системой поддерживалось более 1 600 сервисов. В план правительственных задач, подлежащих реализации до 2006 г. входит:

  • внедрение дополнительных 12 межведомственных сервисов,
  • увеличение доли пользователей онлайновых правительственных сервисов до 90%,
  • увеличение доли пользователей, удовлетворенных качеством предоставляемых в режиме онлайн услуг, до 90%.

Сейчас работа порталов, через которые граждане могут связаться с госструктурами для решения любых вопросов, поддерживается в режиме 24х7. Их посещаемость увеличилась с 240 тыс. хитов в месяц в октябре 2001 г. до 14,4 млн. хитов в месяц в июне 2003 г. Объем электронных госзакупок в 2002 г. составил около 262 млн. долл.

По прогнозам экспертов на 2006 г., так называемый e-lifestyle станет в Сингапуре доминирующим. Определенной гарантией здесь служит устойчивая тенденция к постоянному росту числа физических и юридических лиц, заинтересованных в онлайновом взаимодействии с правительством. Уже сейчас стало нормой взаимодействие на уровне «бизнес-правительство». Для коммерческих предприятий перенос взаимодействия с госструктурами в онлайновый режим обеспечил существенную экономию времени и средств.

Примечателен тот факт, что в процессе реализации инициативы e-government Сингапур не ориентировался на американскую модель — которая параллельно формировалась в тот же период времени.

Мария Попова / CNews Analytics



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS